26.11.2025
автор и редактор публикации
CEO
автор и редактор публикации
CEO
Мы уже касались слегка тестовых в самой первой статье о ред-флагах, поэтому о них и продолжим.
Предлагают тестовое задание без оплаты, оно похоже на реальную задачу бизнеса
В списках и чек-листах этот ред-флаг звучит примерно так: предлагают тестовое задание без оплаты, особенно если оно похоже на реальную задачу бизнеса.
Разберём, что происходит на самом деле, когда тестовое выполнять небезопасно, и когда безопасно.
Ответ очень простой — 99% случаев ваше тестовое откроют всего один раз; если кто-то его и откроет еще, то вы. Если получите оффер — будете, возможно, использовать.
1% задач, где от вас хотят что-то получить бесплатно. Да, эти компании — бессовестные засранцы, и вам на это плевать, если это не сложнейший кусок кода. Т.е. случай реально, когда не надо, называется “сложнейший кусок кода”; все остальные случаи — повод выполнить тестовое, если вам нужна эта вакансия.
Про ужасные и дурацкие тестовые и как к ним относиться напишем в конце статьи.
Эмоции
Возможно, этот текст у вас сейчас вызывает волну негодования, но — дышим на четыре счета и читаем дальше.
Театр подбора
Итак, у нас есть вакансия, есть рекрутер, есть тестовое задание от руководителя на эту вакансию, и есть кандидаты.
Описываем события.
Ваша задача сейчас — поработать головой и поставить себя на место каждого из участников.
Почему нанимающий руководитель предлагает тестовое?
Он сидит и думает, что плохой сотрудник на этой должности несёт с собой значительные риски.
Медианная зарплата в РФ в 2025 гуглится вот сейчас как 73 871.
Разложим подробнее, сколько потратит за месяц работодатель, пока наймёт неудачно, поймёт, что сделал, уволит по непрохождению испытательного срока (если правильно оформил, а не по соглашению с компенсацией — да-да, сотрудники это довольно дорого).
В России стандартный НДФЛ для большинства — 13%.
НДФЛ = 73 871 × 0,13 = 9 603,23 ₽
На руки = 73 871 − 9 603 ≈ 64 268 ₽
Сотрудник получит ≈ 64,3 тыс. ₽
Полная нагрузка для работодателя (страховые взносы):
Стандартные тарифы для “обычной” компании:
— Пенсионные взносы — 22%
— Медстрахование (ФОМС) — 5,1%
— Соцстрах (ВНиМ) — 2,9%
— Взнос “травматизм” — 0,2–0,9%, возьмём распространённые 0,2%
Итого ≈ 30,2% сверху.
Расчёт: 73 871 × 30,2% = 22 307 ₽
Полная стоимость сотрудника для компании за месяц: 73 871 (начисленная зп) + 22 307 (взносы) = 96 178 ₽
И это за то, чтобы понять, что сотрудник подошёл или не подошёл. И это если он 64к на руки примерно. А если дороже?
Итак, если у нас руководитель наёмный, он держит где-то в голове ФОТ своего отдела; а если это собственник, то он всё это считает, и неудачный найм — колоссальные расходы, они вызывают панику, потому что задерживать ЗП нельзя, кассовый разрыв беда, улететь в минус предпринимателю легче легкого, потому что вокруг только переменные, в нашей стране отдельно можно о переменных говорить и говорить.
Тестовое призвано сэкономить именно это - время на подбор, ошибки в нем, чтобы не слить ФОТ.
А берём сотрудника, например, отдела маркетинга, и этот неудачный ещё и тратит бюджет на рекламу - риски растут.
Вам ещё кажется идея тестового задания ужасной?
Руководителю же оно, исходя из вот такой вот математики, кажется крайне уместным, и он скидывает файл рекрутеру.
Рекрутер собирает отклики и отправляет тестовые, предчувствуя, обычно. Многие рекрутеры на стартовых позициях тут закатывают глаза: “Все откажутся, никого не наймем, как же нанимающий не понимает” и занимает позицию кандидатов.
Но те, кто в HR знакомы с тем, какой процент расходов любой компании составляет ФОТ — поверьте, слова не скажут, глазом не моргнут, младших научат.
Кандидаты получили тестовое. Испытали гнев праведный. И знаете что? Значительная часть своего негодования сдерживать не стала и написала в ответ рекрутеру:
“Вы оборзели, такое тестовое?”
“Вы больные?”
Часть написала матом и крайне агрессивно, и огромная часть написала: “Вы оплачиваете такое тестовое?”
И да, те, кто читал про ред-флаги, написали: “Это настоящая работа, вы непорядочные.”
Что чувствует рекрутер?
— Начинающий — ужас, паника и желание нанимать иначе, потребность уйти из профессии;
— Мидл — гнев;
— Прожженный, но не выгоревший — ничего.
Почему ничего?
Итак, у нас удалёнка, поэтому, допустим, 500 откликов, и мы точно всех не прособеседуем. Окей, 50 мы таки решим пригласить, 25 окажутся совсем не подходящими.
А тех, кто поленился резюме заполнить качественно, а опыт может быть нужным, мы просто физически рассмотреть не сможем без тестового - у нас нет времени, просто нет времени на такой поток.
Чем же плох вариант с тестовым?
Тем, что кандидатам крайне жаль времени.
Дальше развилка: каждый свободен не выполнять тестовое, быть оскорбленным, что ему-то с его опытом это тестовое предложили, искать вакансию, где тестового нет или делать это самое тестовое.
Где правда? Вакансия с тестовым — всего лишь вакансия с тестовым, и вы выбираете: делать его или нет. Но исходить вам надо вот из чего: что со спросом на вас как на специалиста, что с конкуренцией на должности подобные, той, куда вы хотите попасть, вы лучше или хуже прочих кандидатов, реально ли выделить ваше резюме в потоке?
Вот когда вы честно ответите себе на эти вопросы — вы можете принимать решение о том, выполнять ли тестовое.
И да, нормальное тестовое будет похоже на бизнес-задачу. А как проверить по непохожей?
Еще про негатив
Если хочется написать гневное — как думаете, история о вас в компании останется в системе подбора или нет? А если вы передумаете, посидите квартал без работы и откликнетесь снова — рекрутер захочет с вами говорить?
Оплата тестового — оно, тестовое, одинаковое для всех в норме. Оно не пригодится, трудно представить тестовое больше двух часов. 95% тестовых будут плохими и не попадут в ожидания работодателя.
Т.е. работодателю надо оплатить всем, например, по два часа, за то чтобы получить всего лишь информацию о том, подходит ли человек для собеседования, есть ли у него нужный опыт и понимание задач.
Кстати, тестовые, которые прислали, ещё и надо рассмотреть — это время HR и нанимающего менеджера.
Все ещё считаете тестовое ред-флагом?
Окей, мы нашли тех, которые рассылают задачи, прям похожие на задачу. Как проверить, точно ли они непорядочные? Откликнитесь двумя резюме — если тест одинаковый, то всё, что написано выше, актуально - зачем бизнесу одна задача, решенная сто раз, скорее всего ее ответы ожидаемые уже есть у HR, вторым файлом к тестовому .
Ниже мы ещё про время на выполнение тестовых напишем.
Но даже интересно — попадётся ли кому-то реальных задач? Наша практика пока такого не показала (случай “прямые продажи в поле без оклада” и день вы с нами — мы отсекаем; это не тестовое).
Что ещё пишут:
— У вас дурацкое тестовое
— Тестовое слишком объёмное
— Вы украдёте мою стратегию
— Вам просто нужны идеи
Если ваша стратегия прям вау и на высокую должность — как думаете, её кроме вас кто-то реализует? Почти никогда невозможно использовать чьи-то идеи, и найм тоже стоит денег, поэтому даже малый бизнес так не поступает.
Холодной головой
Прежде чем закрыть тестовое — хорошо подумайте: правда ли оно ужасное, правда ли вы легко найдёте альтернативную вакансию, правда ли оно занимает больше двух часов, правда ли конкретная компания стоит того, чтобы не попробовать.
Итоги в подборе: 10% тестовое сделают, выберут из них, часто это бывает удачно для компании.
Подышите, оставьте сухое понимание — этот работодатель выберет по тестовому и никак иначе. У вас есть выбор: бороться за это место или нет. И то, и другое приемлемо.
Но ред-флаг — только примерно в 1% случаев. И мы написали, как проверить.
Что мы видели в статьях про ред-флаги. Вопрос на вовлечённость: а вам присылали дурацкие тестовые? И куча хейта нанимающих в комментах. Кандидаты же не такие, они же умнее. Вопрос только один - ты хочешь быть прав или тебе нужна работа?
Дурацкие или нет, умнее вы тех, кто нанимает или нет — делайте, если хотите в эту компанию, или просто вам очень нужна работа.
Поверьте, даже в случае прекрасных резюме — это ещё ничего не значит в работе. Если вы сами ищете работу, а не вас хантят за заслуги, ваше мнение о себе как об уникальном специалисте, даже если оно объективно — ничем не подкреплено, пока вы на рынке труда. Вас просто не знают, вы просто откликнулись, вы можете быть лучшим из многих, но на старте вы — один из многих.
Исходите из своей выгоды и из реальности, а не из убеждений и чек-листов
И как в трамвае — будьте взаимно вежливы, а то вдруг этот HR перейдёт в другую компанию, вы откликнетесь, а вы нахамили этому человеку, потому что он отправил вам тестовое.
И про XXI век — привет, у нас эпоха AI настала
Скорее всего тестовое делали с нейронкой, и уместно ответить так же, только вложите туда себя, то, что правда думаете, потому что то, что дали вам в тестовом — таки с мнением компании, которая его составила, совпало. Компания показала себя и задачи — покажите себя и мнение, и подход; в большинстве случаев это достаточно и сделать можно очень быстро.
Просто важно понять, где правда, а где — ваши эмоции.
А что у них?
Российский рынок тестовые любит, зарубежный — нет; у них можно налететь по закону на проблему “бесплатная работа”, хотя проблемы найма у них те же.
Выводы:
Про ужасные тестовые, которые и с нейронкой больше двух часов: мы слышали про “сверстайте пять страниц”, напишите статью без AI на 20 000 знаков и т.д. — но мы их не видели. Но это ред-флаг, и не важно, к какому типу неадеквата он относится.
Но трижды проверьте себя, это ваши эмоции, или это все же час максимум, а в вас говорит боль от неудачных тестовых и усталость от поиска работы?
Ваша цель — оффер, а не доказать, что компания не права. Компания не нравится — разговор один, бесит тестовое — совсем другой.
Играйте за себя. Доказать, что тестовые не нужны, отказываясь от них — можно, но это займёт много времени лично у вас. Потому что всегда есть 10%, которые тестовое сделают. Пока они есть — они более приоритетные кандидаты.
К сожалению тех, кто просто игнорирует тестовые: те самые 10%, которые делают тестовые, обычно дисциплинированные, исполнительные, обладающие нужными профильными знаниями, а не какие-то неуверенные в себе дураки.
Так что утверждение, что тестовое, похожее на задачу бизнеса - ред флаг спорно — решать вам; для нас это инструмент, актуальный на местном рынке, который надо правильно использовать для решения своих задач.
Любовь Савинкова
Обо мне: да, я делала тестовые именно потому, что они позволяли мне выиграть; я знаю очень много, этого не написать в резюме, а тестовое, применимое к компании — показательно.
Я была в трёх ролях в отношении тестового: и нанимающим, и HR, и кандидатом, и, да, в общем-то, в условиях российского рынка я часто вижу их уместными. Особенно в том, что касается маркетинга и дизайна. Эти рынки переполнены кандидатами, а найти действительно результативных трудно.